- Главная
- Защита персональных данных
- Учащимся
- Методическая работа
- Нормативно-правовая база
- Идеология и воспитание
- Профессиональная суббота
- Родителям
- Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи
- Борьба с коррупцией
- Патриотическое воспитание
- Энциклопедия безопасности
- STOP наркотик
- Подросток и закон
- Библиотека
- Способы оплаты
- Стоимость обучения
- Общежития
- Центр поддержки предпринимательства
- Электронные обращения
- Профсоюз
- Вакансии
- Обучение в рамках международных договоров
ЖИЛИЩНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государством обеспечиваются и охраняются гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Эти гарантии реализуются через установленные государством меры, направленные на защиту прав и законных интересов таких детей и служащие обеспечению условий для их полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Основания для приобретения и предоставления статуса детей-сирот и статуса детей, оставшихся без попечения родителей определены в главе 2 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее – Закон). В статье 1 этого Закона даны и следующие терминологические определения таких категорий детей:
- дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.
Важнейшими из социальных гарантий для перечисленных категорий лиц являются гарантии права на жилище. Основные из них предусмотрены в статье 12 вышеназванного Закона.
Указанным лицам гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, из которого они выбыли.
Им гарантируется также право на получение во внеочередном порядке жилого помещения социального пользования, льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством, если за ними не сохранилось жилое помещений или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. При этом определено, что данные гарантии предоставляются местными исполнительными и распорядительными органами по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту их трудоустройства.
Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565) определено (пункт 2), что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до наступления совершеннолетия с даты их определения на воспитание, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, – с даты их постановки на учет в семье родителей, если они не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли.
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом, принявшим решение об определении их на воспитание, либо местным исполнительным и распорядительным органом – по месту предоставления им первого рабочего места.
Согласно подпункту 3.3 указанного Положения нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого они выбыли, или если при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.2–3.1.10 Положения, а также в иных случаях, если невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Указанные дети и лица принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающих отсутствие у них в собственности или в пользовании жилых помещений либо невозможность вселения в жилое помещение, из которого они выбыли.
Документы, необходимые для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, запрашиваются у соответствующих организаций местным исполнительным и распорядительным органом, иным государственным органом, другой организацией, принимающими на такой учет, в трехдневный срок со дня поступления заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Организации, получившие запрос, обязаны в десятидневный срок представить истребуемые документы.
Необходимо также отметить, что при подаче заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане вправе и самостоятельно представлять необходимые документы, являющиеся основанием для принятия решения о постановке их на такой учет.
Право на получение указанными детьми и лицами жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда закреплено и в Указе Главы государства «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» от 29 ноября 2005 года № 565. Согласно подпункту 62.3 утвержденного Указом Положения, такие жилые помещения в установленном порядке предоставляются состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют в собственности или в пользовании жилого помещения, либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, либо при вселении в такое жилое помещение станут нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.2–3.1.10 Положения, а также в иных случаях, если невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Соответствующие гарантии для указанных категорий детей и лиц обеспечиваются при предоставлении льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Льготные кредиты на указанные цели предоставляются по спискам, составленным с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли, могут быть включены в указанные списки вне очереди.
Подпунктом 1.11 названного Указа им наряду с другими льготными категориями граждан также предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
В целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и пункта 1 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 года № 1728 утверждено Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Этот документ устанавливает порядок закрепления за указанными детьми жилого помещения (части жилого помещения в виде отдельной комнаты) государственного и частного жилищного фонда, собственниками или нанимателями которого являются их родители.
Закреплению подлежат жилые помещения, в которых дети проживали до их помещения на государственное обеспечение в качестве членов семьи нанимателя, собственника жилого помещения. Закрепление жилого помещения осуществляется решением местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения жилого помещения. Решение о закреплении жилого помещения принимается в отношении каждого ребенка, являющегося членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, одновременно с решением об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание независимо от выбора формы устройства и места проживания.