- Главная
- Защита персональных данных
- Учащимся
- Методическая работа
- Нормативно-правовая база
- Идеология и воспитание
- Профессиональная суббота
- Родителям
- Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи
- Борьба с коррупцией
- Патриотическое воспитание
- Энциклопедия безопасности
- STOP наркотик
- Подросток и закон
- Библиотека
- Способы оплаты
- Стоимость обучения
- Общежития
- Центр поддержки предпринимательства
- Электронные обращения
- Профсоюз
- Вакансии
- Обучение в рамках международных договоров
Роль семьи в профилактике зависимостей
«Роль семьи в профилактике зависимостей»
Особую опасность вредные вещества представляют для подрастающего поколения. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка, юношу чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а 15-16-летнему — всего лишь от трех до шести месяцев!
Можно выделить основные причины приобщения молодежи к вредным привычкам:
1. Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют достаточно высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычки становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.
2. Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Поэтому такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения.
3. Ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревога и скука. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.
4. Трудности общения: свойственны людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями, окружающими, но легко подпадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легко поддаются их нажиму («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощенность и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.
5. Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребления вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. К счастью, для большинства экспериментирующих этим этапом знакомство с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.
6. Желание уйти от проблем – практически основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения — проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время уходит.
Среди предпосылок и условий формирования вредных зависимостей можно выделить:
1. Личный пример родителей:
· что видит ребенок с детства:
Важным моментом в становлении личности является реакция имитации или подражания. Поскольку взрослых ребенок часто видит с сигаретой, то и воспринимает курение как атрибут взрослой жизни. Неслучайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше и чаще приобщаются к этой пагубной привычке. Зачастую родители даже не пытаются прекратить курить в присутствии ребенка. А дети оценивают ситуацию таким образом: если родители курят, ничего страшного в том нет.
· как вы, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи относитесь к курению, спиртному:
В некоторых семьях детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино, ребенок приучается к мысли, что это – вкусно;
· как у вас принято отмечать праздники.
Подростковый алкоголизм часто начинается с семейных застолий; со стороны детского восприятия весь праздник строится вокруг водки или вина; ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить - это и есть ключевой момент в отношении будущего подростка к алкоголю. Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый — совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.
2. Отношение к информации:
· считаете курение не такой уж вредной привычкой;
· если вы радостно смеетесь над шутками про наркоманов, гордитесь “подвигами” наших пьяных соотечественников;
· снисходительно улыбаетесь, читая про вред курения и алкоголя, то дети будут точно так же относиться к данному вопросу, как и вы;
· будьте осторожны в высказываниях, а еще лучше — пересмотрите свою концепцию жизни и поменяйте установки.
3. Задумайтесь:
· все ли в порядке в вашей семье;
· уютно ли себя в ней чувствует ваш ребенок;
· доверяете ли вы ему.
Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими, и в первую очередь, с родителями.
С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.
Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Семейная профилактика вредных привычек у детей должна сводиться, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у них свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию, дающих возможность детям решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи курения, алкоголя и наркотиков. В первую очередь – это формирование у ребят культуры здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей и педагогов.